"Интеллектуальный капитал" № 63 - 2010
Мир человека
 
     

• На главную страницу
Культура
Наука
Экономика
Общество
Арт - галерея
Архив
написать нам



Под музыку Вивальди, под старый клавесин
И я хочу в Бразилию, к далеким берегам
В прошлое, по Лебединой дороге
Танцующий...
"Бригантина поднимает паруса"... Петербургского аккорда
Приливы и отливы Ла Манша
Под музыку Вивальди, под старый клавесин


Из огромной аудио коллекции классической музыки графа Андрея Фитце - Ланского он особенно выделяет русских композиторов. Самое любимое произведение - "Великая пасха" Римского - Корсакова. Слушая, он дирижирует невидимому оркестру, и откровенно счастлив.


А. Фитце-Ланской
Андрей Борисович часами слушает замечательную музыку сидя в гостиной своего дома в Плесе. Для тех, кто не знает - это маленький городок на Волге, воспетый художником Левитаном. Плес, как дачное место уже полтора века привлекает интеллигенцию Петербурга и Москвы.

Плес
Покорило он и графа Фитце - Ланского. Наследник аристократической русской фамилии вышел на пенсию, получил двойное гражданство и переехал в Плес из Франции на постоянное место жительства.
"Я совершено доволен жизнью и не жалею о принятом решении вернуться на историческую родину", - говорит он. "Здесь я, наконец, могу слушать музыку из своего собрания столько времени, сколько пожелаю. Это очень важно для меня", - добавляет граф.
Круг замкнулся
Что же это за странный граф, который оставил высокопоставленную государственную службу в ЕС, семью во Франции, где родился, и переехал в Россию и даже не в большой город, а в самую настоящую провинцию? Ведь у нас сейчас время массового исхода на запад, а приход - единичные случаи. Но, может быть, они - первые ласточки, которые хоть весны не делают, но направление изменения климата определяют?
Андрей Фитце - Ланской продолжает два известных в России рода. По отцовской линии он - Фитце. Его дед в начале ХХ века владел огромными землями и предприятиями в Евпатории. Мать в девичестве носила фамилию Ланская. Эта ветвь Ланских идет не от Петра Ланского - второго мужа Натальи Гончаровой, а от его брата Сергея. Он был губернатором Владимирской и Костромской губерний при Александре I и министром внутренних дел при Александре II. Дело было, конечно, в Петербурге. Тем не менее, именно у Андрея Фитце - Ланского оказалось в наследстве от бабушки обручальное кольцо Натальи Гончаровой. Он подарил его Музею Исаака Левитана, хотя логичнее было бы передать в Пушкинский музей на Мойке 12. "Хотел скорее отдать кольцо государству", - объясняет свой поступок граф. "Но в Музее Левитана кольцо не выставляют для показа людям, и я, скорее всего, заберу его оттуда".
В этом уже чувствуется характер человека, который умеет подчинять обстоятельства своей воле.
Фитце и Ланских в разные годы бежали от советской власти во Францию через Константинополь. Именно там встретились Борис Фитце и Тамара Ланская, поженились, и у них родился сын Андрей.
По его словам, всю жизнь родители готовили его к возвращению в Россию, куда так и не успели попасть сами. Но в доме всегда говорили только по русски, читали русскую литературу, ели русскую еду и придерживались старых порядков и нравов.
"Я всегда хотел жить в России, куда приехал в первый раз еще в 1961 году. После изменения режима меня пригласили в качестве консультанта от ЕС по вопросам государственной службы при правительстве Бориса Ельцина. Я работал в Москве, ездил в другие города. Однажды меня привезли "на шашлыки" в Плес, и я был очарован прелестью этого места. Сразу понял, что хочу здесь остаться и жить постоянно", - говорит Андрей Фитце - Ланской.

Так замкнулся географический и исторический круг семьи: Россия - Турция - Франция - Россия.
А работать не хотят
Но восторгаться волжским простором и родными березками - это одно. А жить по законам российский глубинки - суровое испытание для человека, который все же привык к французской культуре быта. Но граф решил не сдавать позиций, и пока держится на завоеванных рубежах.
На главной улице он купил двухэтажный дом. И этим сразу поднял его статус. Раньше дом был купеческий, а стал - графский. Несмотря на то, что строению уже 160 лет, его нельзя назвать "графской развалиной". Хоть он уже врос в землю первым этажом, но еще крепок и со всеми удобствами, что было крайне важно для графа. Дом вполне исторический и помнит многое. Например, как купца и его семью в революцию отсюда выгнали собственные слуги. Помнит он и советскую "комуналку".
Сил у Андрея Фитце - Ланского еще много, и он с энтузиазмом взялся за ремонт и устройство своего нового жилища. Народ местный дивился на приезжего графа, который вдруг объявился в соседстве. "Надо же, граф, а сам забор красит", - удивлялись они. А что ему остается делать, если в помощники ему никто не шел, даже за приличные деньги. "Не хотят работать", - сокрушается граф. Вот какая стойкая советская выучка у народа - "не работать на господ - кровопивцев". И это, не смотря на хроническое отсутствие в Плесе работы, и значит денег. Правда, местные мужики к графу относятся уважительно. Работу по реконструкции бани одобрили. В общем, контакт налаживается.
Андрей Фитце - Ланской удивительным образом совместил в своей нынешней жизни русскую французскую линию. По его дому ходишь как по музею истории России разных веков. Здесь практически нет современной мебели. Он сам реставрировал вековые комоды, шкафы. В Плесе приобрел предметы русской старины: рубели, самовары, сундуки. В столовой в буфете разместилось фамильное серебро с вензелями. Над столом раритетная люстра. На стенах фотографии предков.
Но гостей граф принимает как в маленьком Версале. Обязательно перед едой аперитив в гостиной. Обед подает в столовой при зажженных свечах с индивидуальными салфетками и фамильным серебром, а в конце - несколько сортов сыра. Но граф неприхотлив в еде. Любит самые простые русские блюда: селедку, квашеную капусту, пельмени, котлеты, блины.
Кстати, и одежду граф покупает только российскую, поддерживает отечественного производителя.
Андрей Фитце - Ланской вполне освоился в Плесе. По его узким и крутым улочкам он ездит на джипе, а на лето собирается купить моторную лодку. Ведь живя на реке невозможно по ней не путешествовать, ведь в округе так много интересных мест.


Тарелка спутникового телевидения последней модели на старом доме принимает около 200 каналов, и граф слушает новости сначала по-французски, потом по русски. Затем сравнивает информацию с нашими новостями, а они по прежнему интерпретируют события по своему.
Но главные каналы для хозяина - те, что передают классическую музыку. Это главное жизненное увлечение Андрея Фитце - Ланского.
Музыка - прямой разговор с Богом
Он рассказывает, что привез из Франции несколько грузовиков с вещами, но самое ценное - музыкальный центр и коллекция кассет и дисков с записями классической музыки. Она насчитывает почти 1000 носителей. Граф собирал ее более 30 лет, постепенно обновляя носители. Сначала это были пластинки, потом кассеты, и сейчас - СD и DVD.


Граф трепетно любит серьезную музыку с детства. Она помогала ему в самых сложных жизненных ситуациях.
К сожалению музыкального образования, он не получил. Родители определили его в иезуитский колледж, где он пробрел военную подготовку. Андрей Фитце - Ланской вспоминает, что выбрал офицерскую службу только за то, что офицерам полагалась отдельная комната, и он мог слушать там музыку.
В его коллекции собраны практически все композиторы прошлых веков и лучшие исполнители ХХ века. При желании можно послушать одни и те же произведения в разном исполнении и сравнить. Слушает музыку он прекрасно. При первых тактах просто преображается. Властно прекращает все разговоры, и мгновенно погружается в музыкальную стихию и начинает дирижировать невидимым исполнителям.
Даже в молодости граф предпочитал серьезную музыку развлекательной, и девушки очень удивлялись, что молодой человек не любит рок энд рол. И сегодня он не изменил своим пристрастиям и любит только классику. Ближе всего Андрею Фитце - Ланскому музыка русских композиторов Римского - Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Гениальным произведением он называет "Великую пасху" Римского - Корсакова. Но музыка Баха, Моцарта, Бетховена, особенно его сонаты, тоже находят мгновенный отклик в душе. Он узнает произведение и исполнителя с первых аккордов, и считает, что, слушая настоящую музыку, выходит на прямое общение с Богом.
На концерты в его дом собирается местная интеллигенция. А она в Плесе хорошо представлена: музейные работники, художники, историки, предприниматели.
"Единственное, чего мне не хватает в Плесе - живой музыки в концертных залах", - говорит Андрей Фитце - Ланской. Для этого надо ехать в Петербург или Москву. И он садится в джип и едет на концерт.
Итак, неожиданный граф, прямо как Евгений Онегин, без сожаления оставил суетный свет и удалился жить частной жизнью в деревню. Удалился с музыкой. Поздравим его с обретенной свободой.
Елена Дружинина

В начало статьи
В начало раздела

И я хочу в Бразилию, к далеким берегам

В. Зверев
За что аборигены съели Кука? Этот вопрос для петербургского бизнесмена Владимира Зверева, представляет не академический, а вполне практический характер. Ведь он идет по стопам знаменитых путешественников, изучавших флору, фауну и жизнь аборигенов далеких от России континентов.
Владимир Зверев, физик - ядерщик по образованию, предметом своих изысканий выбрал Амазонскую сельву, причем самые глухие ее места.
Произошло это после того, как Зверев, по его словам, объездил Европу в роли цивилизованного туриста, и пресытился этим. Но охота к перемене мест не оставляла. Теперь он работает в Петербурге с недвижимостью только для того, чтобы накопить деньги на следующее путешествие. На каждое из них уходит не менее $10000. Похоже, что увлечение уже перерастает в профессию.
Голубая мечта сбылась
Амазонка - это была голубая мечта детства. Владимир до дыр зачитывал "Затерянный мир" Конан-Дойля. Но мысль реально попасть в этот мир пришла ему только в начале 90-х. Но как? Ведь туры к каннибалам не значатся в предложениях агентств. Помогло "окно в мир" - телевизор. Однажды он увидел в нем Анатолия Хижняка, который как раз и рассказывал о своих путешествиях по Амазонке. Опытный путешественник, этнограф по профессии, Хижняк, и стал спутником Зверева в первом и последующих поездках на Амазонку. За последние 6 лет они провели в лесах Перу, Бразилии, Колумбии и Эквадора в общей сложности почти год.
Голубам мечта детства Владимира Зверева сбылась, точнее он сам ее осуществил. Согласитесь, что мечта была не из простых, но чем труднее, тем интереснее.
Тапир во хмелю
Зверев рассказывает о своих приключениях просто, не акцентируя факт, что, в принципе, любой шаг по тропическому лесу мог стать последним. На самом деле, ведь там вокруг дикие звери: пумы, ягуары, ядовитые змеи и растения, в реке пираньи и крокодилы, и. наконец, кровожадные аборигены, которые и закусить могут путешественником. Но судьба была снисходительна к любознательным русским. Не малую роль в этом сыграл и опыт Хижняка, приобретенный в прошлых поездках.


Например, он не советовал Владимиру купаться в Амазонке. Великая река кишит всякими прожорливыми тварями, которые только и ждут неопытного туриста, решившего охладиться в воде. Поэтому вместо купания Зверев обходился обливанием себя из кастрюли.


Не сразу, но он привык питаться местными животными и насекомыми: черепахами, обезьянами, дикими овощами и фруктами.
К страхам и проблемам Владимир свои воспоминания не сводит. Все больше рассказывает веселые истории. Например, как однажды он видел тапира, налакавшегося алкоголя. В принципе, спокойное животное во хмелю сделалось буйным и без стесненья приставало ко всей компании. Правда, алкоголь в маленьких деревнях, тем более в стойбищах аборигенов - редкость. Его там попросту негде взять. Но коку там все-таки курят, и даже выращивают, правда, не в промышленных масштабах.
В гости к Корубо и обратно
Общение с коренными племенами для Владимира Зверева было и неизбежно и очень интересно. По его словам, большинство из них вполне доброжелательно относится к белым гостям. Деньги их интересуют мало, и общение превращается в товарный обмен. Предметы и продукты, необходимые для продолжения путешествия вымениваются. Популярностью у аборигенов пользуются ножи разной конфигурации, особенно мачете для рубки тростника, веревки, кастрюли, полотенца. И простые продукты: рис, сахар, соль.
Совершенно случайно Звереву и Хижняку пришлось познакомиться с агрессивным племенем корубо. Проще говоря, это было одно из немногих племен, в которых существовал каннибализм. Помните: "За что аборигены съели Кука? Хотели кушать, и съели Кука".
Рассказывать о знакомстве с корубо уже в Петербурге, это одно дела, а общаться с агрессивным народом, который видит в тебе добычу саму пришедшую в руки, совсем другое. К счастью для наших путешественников в эти дни племя не голодало, охота на жаку (лесные курицы) и диких обезьян была удачной. Готовят обезьян самым варварским способом. С них сдирают шкуру и несколько минут варят, потом с жадностью моментально съедают, раздирая горячее мясо руками. По словам Владимира, основная цель в жизни индейцев - набить желудок. Кстати соли в меню корубо не предусмотрено, и они ее отвергли, когда попробовали подсоленное мясо. Но печенье их весьма расположило в пользу русских путешественников. Постепенно члены племени корубо выманили у них все продукты и множество вещей.
Через несколько дней с негостеприимными хозяевами удалось расстаться живыми, но с очень облегченным снаряжением.
Шаманы - это серьезно
Быть в Южной Америки и не познакомиться с шаманами, было бы непростительно. С точки зрения развития шаманизма Зверев выделяет Перу. На континенте она считается самой колдовской страной. О своем личном общении с шаманами Владимир не распространяется. Но он говорит, что настоящие шаманы пользуются большим уважением среди коренных жителей. Они могут вылечить любую болезнь, навести порчу и даже убить на расстоянии, и на самом деле они могут общаться с умершими. В общем, все что написано в книгах Кастанеды - по прежнему правда. Свои "чудеса" шаманы творят с помощью уникальных растений, которые растут только в Амазонии, и с помощью методик, которые помогают им войти в измененное состояние сознания. Веками шаманы отрабатывали рецепты своих снадобий, и лечебные эксперименты на пациентах продолжаются так же долго. Но это дело не подконтрольное: захотят - вылечат, захотят - убьют.
Путешествие продолжается
По словам Зверева от общения с дикой природой и аборигенами Амазонии он заряжается эмоциями и адреналином. Это как в русской сказке - брызнули живой водой, и человек ожил.
Впечатлений у Владимира Зверева накопилось столько, что он снял документальные фильмы "Веселая Куба", "Галапагосские острова", "Перуанская Амазония - Икитос", "Дикари в истоках Амазонки" и издал интересную, прекрасно иллюстрированную книгу "Амазония. Приключения русских в стране каннибалов". На последней странице этой книги он приглашает желающих присоединиться к нему в следующем путешествии. Он готовится отправиться на Амазонку уже в седьмой раз. По его мнению, на Амазонке и в Новой Гвинее еще остались белые пятна. Оптимальный размер группы, по его словам, - это два путешественника и один- два проводника. Путешествие предполагается начать в декабре. Его итогом должен стать полноценный альбом о племенах, живущих на Амазонке.
Елена Дружинина


В начало статьи
В начало раздела

В прошлое, по Лебединой дороге

Она встает на рассвете и бежит купаться на озеро. Потом ловит рыбу на утренней зорьке. Затем - разжигает костер, и готовит на огне завтрак. Так начинает свой день молодая викингша Сайма из усадьбы "Свенгард". В другой, нашей, жизни ее зовут Вера Егошина, и работает она экскурсоводом в Выборгском замке.
Прощай, школа
Молодая 22-летняя учительница русского языка и литературы серьезно заинтересовалась, а потом и "заболела" историей выборгской земли, как она говорит, случайно. Просто однажды зашла вместе с подругой в исторический клуб "Лебединая дорога", который находился в Выборгском замке. Посмотрела, послушала, и стала его активным членом.
Но, как известно, в жизни ничего случайного не бывает. Просто судьба привела ее туда, где Вера начала новый отрезок жизни. Сегодня она считает, что навсегда выбрала свою дорогу. Но, как известно, "никогда не говори никогда", так же осторожно надо обращаться со словом "всегда".
Как бы то ни было, история края и природа затянули ее в свои сети. Она ушла из школы и стала работать экскурсоводом в Выборгском замке.
Дальше - больше. Как только появился проект усадьбы эпохи викингов X - XII века Вера стала его самой заинтересованной участницей. После того, как на поляне будущего "Свенгарда" поставили майский столб - символ начала поселения, переехала туда жить. И стала хозяйкой усадьбы, то есть начала вести практически натуральное хозяйство, как это делали древние викинги.
Сейчас она в отпуске, а когда начнется работа в замке, то ездить туда она намерена из "Свенгарда", а вечером с радостью возвращаться обратно. Хорошо, что усадьба расположена всего в 16 км от Выборга и рядом с главной дорогой района.
Вера говорит, что ее всегда привлекала жизнь на земле. Была даже мысль уехать жить к бабушке в деревню. Но после того как появилась возможность поселиться в "Свенгарде", и вести там хозяйство, она ее не упустила. Ведь это гораздо интереснее, чем жить в современной деревне, и тем более, в городе, говорит она.
Сама я
Вера очень похожа на женщин эпохи викингов. Этот образ создан в воображении по историческим книгам и фильмам. Наверное, они действительно были похожи на нее. Много знали, много умели, и мало болтали, в отличие от современных женщин. А еще Вера напоминает Маленькую разбойницу из сказки "Снежная королева". За поясом у нее ножик в чехле и другие полезные вещи. Она с удовольствием одевается в исторический костюм и специально сшитые ботинки из мягкой кожи, не забывает украшения той эпохи: кольца, браслеты, подвески. На шее у нее одет оберег. Говорит, что это точные исторические реплики археологических раскопок на этой земле, а в этой одежде ей очень комфортно. Она умеет стрелять из лука и арбалета, ткать на старинном станке, пилить бревна и клеймить их священными рунами. По старинным рисункам выборгские мастера сделали из металла священные руны: удачи, любви, радости, победы, счастливой дороги, богатства.


Вере интересны женщины далекого прошлого, и она пытается понять не только внешний рисунок жизни, но и образ их мысли. Характер у Веры очень самостоятельна, ведь редкая городская девушка способна вести такой экстремальный образ жизни. И не случайно Вера выбрала себе второе имя Сайма, что означает по шведски - "Сама я". После нескольких часов общения начинаешь звать ее именно так. Конечно, это игра, но с большим смыслом. В "Свенгарде" есть правило, что на его территории все надевают старинную одежду, которая здесь есть специально для гостей, и получают вторые имена.
Сейчас Сайма готовится к зиме, вялит рыбу, сушит грибы, которыми полны выборгские леса, заготавливает целебные травы, варит варенье из лесных ягод. За грибами она ходит с берестяным кузовом. В лесу разговаривает с деревьями, и лежит в засаде у звериной норы.
Кстати, электричества в усадьбе нет. Жизнь там идет по солнцу, а еду, Сайма готовит на костре. Пока - в современных кастрюлях. Но на территории усадьбы нашли два больших чугунных котла, ориентировочно XIX века. Скоро их повесят на цепях над костром, и это будет еще один шаг в прошлое.
Правда, ради точности, стоит сказать, что во время приготовления еды Сайма слушает радио, а в кармане национальной одежды - мобильный телефон. Зимой костер заменит газовая плита с баллонным газом. Но это необходимая уступка современности.
Таким образом "Лебединая дорога" привела Веру Егошину прямо в прошлое, на десять веков назад.
Крепость Свена
Но, как и положено женщине от сотворения мира, Вера пошла в прошлое вслед за мужчинами. Затеял все это приключение Свен, именем которого и названа усадьба. "Свенгард" - крепость Свена.


На самом деле это Алексей Дудин. Он приехал в Выборг на рыцарский турнир 4 года назад из старинного русского города Ельца. Там он, давно и прочно увлеченный прошлыми временами, возглавлял исторический клуб "Копье". Увидел Алексей Выборгский замок, вдохнул атмосферу этих удивительных мест, и остался здесь. Тоже говорит, навсегда.
В Выборге Дудин создал исторический клуб "Лебединая дорога". Дирекция замка приютила клуб на своей территории в "Винном погребе". Вот туда-то и пришла однажды Вера Егошина.
Она заслушалась рассказами Алексея. Он, уже влюбленный в историю и людей, населявших в прошлом эти места, говорит о них часами.
По его словам именно по озерам Карельского перешейка проходила самая главная часть пути "Из Варяг в греки" - "Лебединая дорога". Отсюда и название клуба.
Лодка и баня на полозьях
Но Дудин хотел не просто изучать историю, а жить в ней. И он начал придумывать проект живого поселения викингов. Уверенность, что в этих местах еще до образования государств Швеции и Финляндии, в X - XII веках, жили викинги, дала находка в конце 80-х годов наконечника копья. Специалисты атрибутировали его эпохой викингов.
Идея создания исторических поселений не новая, они есть в разных странах, и в России, в том числе. Но, как правило, это псевдо реконструкция, превращается в музей под открытым небом. Там интересно побывать, но живое дыхание прошлого оттуда не долетает. Дудин мечтал именно о действующее поселение. Он хотел, и сам там жить, и всех его гостей погружать в прошлое. Он часто рисовал свое поселение, но для появления его в реальности нужны были деньги, а их могли дать только люди не равнодушные к истории.


Такие люди нашлись. Выборгские предприниматели Андрей Николаев и Михаил Орлов не просто поддержали проект финансово, но загорелись вместе с Алексеем. К этому времени Дудин уже откликался на имя "Свен", а будущее поселение викингов само - собой получило название "Свенгард".
Место ему выбрали точно на Лебединой дороге, на берегу Петровского озера. Раньше здесь была финская деревня Интола, что в переводе значит - "Прекрасный дом". Так под Выборгом началось строительство первого в России поселения викингов.
По словам Андрея Николаева, скорость, с которой начался осуществляться проект, наводит на мысль, что како-то ангел хранитель нам помогает. Значит, мы делаем доброе дело. Это видно и по людям, особенно по детям, которые часто заезжают в "Свенгард". Они преображаются, когда принимают наши правила игры, с удовольствием помогают строить дома или бросают боевые топоры в мишень.


Планы у хозяев "Свенгарда" грандиозные. Уже построен Главный дом, строятся домики для гостей. Здесь будут действующие гончарная и ткацкая мастерские, кузница. Построят лодку и баню на полозьях, чтобы зимой подъезжать к озеру. Заведут свою корову и кур. Живностью будет заниматься Сайма. Повезло "Свенгарду" с такой хозяйкой.
Елена Дружинина
В начало статьи
В начало раздела

Танцующий...

Это возможно только у нас. Заведующий отделом клеточных культур Института Цитологии РАН профессор Георгий Пинаев имеет два звания: Заслуженный деятель науки и Заслуженный деятель культуры. Может быть, это не единственный пример в отечественной наградной истории, но очень редкий. Чем же отличился доктор биологических наук на поприще культуры?

Г. Пинаев
Балету все возрасты покорны
Уже 23 года подряд сотрудники Института Цитологии РАН становятся зрителями премьер оригинальных балетов. Неизменным их хореографом, автором либретто и составителем музыки является доктор биологических наук, заведующий отделом клеточных культур Георгий Пинаев. На последнем балете "Пути - дороги", он танцевал главную партию, заменив постоянного солиста труппы, неожиданно вышедшего из строя. Успех балета был грандиозный. Пинаев, что называется, "тряхнул стариной". И это не пустые слова, ведь ему уже исполнилось 76 лет. Но, глядя на этого легко танцующего, даже почти не поседевшего человека, никто не угадает его возраст.
Сам Георгий Пинаев утверждает, что именно балет, которым он серьезно занимается уже более полу века, дает ему энергию, необходимую для продолжения полнокровной жизни, в науке в том числе. В свою очередь танцоры его коллектива, уверяют, что только Пинаев держит все дело на своей энергетике и творческом потоке. "Это человек невероятной харизмы, и без него не было бы наших балетов", - говорят они.

Танцуют в этом коллективе доктора, кандидаты наук, студенты и дети этих докторов из разных петербургских институтов. Конечно, это художественная самодеятельность, которая в советские времена была обязательным элементом общественной жизни, но сегодня она существует исключительно из любви к танцу и друг к другу. Их никто не заставляет сюда ходить, и Пинаеву денег никто не платить за работу с коллективом. Но танцуют здесь уже поколениями и мамы приводят свои детей, и те с удовольствием остаются. Остаются, потому что здесь есть возможность не просто потанцевать, как все любят в молодости, но они находят интересную среду общения, где все на равных и уважают друг друга. Более того, по словам Пинаева, их балеты - это своеобразный протест, против коммерциализации и без духовности насаждаемой в современном обществе, люди, собравшиеся здесь - "одной крови".
Па де де стволовой клетки
Первый балет Георгий Пинаев сочинял пол года, а исполнялся он две с половиной минуты. Это был танец "Поэмы" на музыку Фибиха. Оказалось, что это очень трудно свести вместе: мысли, движения и музыку. Но, увидев эти "Поэмы" его пригласили принять участие в концерте памяти Пушкина в Михайловском. Пинаев сам для себя поставил и станцевал номер. С этого концерта началась его многолетняя дружба с директором заповедника Семеном Гейченко.
После этого успеха он уже не останавливался и регулярно ставил то один, то другой балет. Он сочинил "Первую балладу Шопена, "Картинки с выставки", "Прелюд" - всего 23 полноценных балета. Каждый длится около часа, и включает в себя достаточно сложный набор движений. При этом , в каждом балете есть осмысленное содержание. Например, последний балет "Пути - дороги", - это судьба поколений от довоенных дней до нашего "смутного" времени". Пинаев сочинял свои балеты не только на "вечные", но на "научные" темы. Например, "15 минут из жизни клетки", посвященный академику Николаю Никольскому или "Ученик - чародея". Этот балет об одной из самых животрепещущих научных проблем - стволовых клетках, которыми сейчас занимает доктор биологических наук Георгий Пинаев. В балете языком танца показано, каких бед может наделать неопытный специалист - "ученик", когда берется за то, что ему не под силу. И в реальной жизни разрекламированные "омоложения" стволовыми клетками приводят к печальному результату, если за него берется "ученик - чародея".


Везде, куда забрасывала Георгия Пинаева судьба, он танцевал сам, и вокруг него танцевали все. Он ставил свои балеты даже на биостанциях на Дальнем Востоке и на Белом море. Вот такая у него душевная потребность.
Направо пойдешь - в балет попадешь
В молодости Георгий Пинаев не собирался быть биологом, и считает, что это получилось как-то случайно. Он вообще думает, что человек не выбирает свой жизненный путь. Просто каждый день, каждый час делается выбор: пойти направо или пойти налево. И, в этом смысле, мы действительно творцы своей судьбы.
Семья Пинаева была исключительно музыкальной. Мать - пианистка, отец - актер, в оперетте. Один дядя - композитор, другой - актер в Мариинском театре. Казалось, что жизненное направление задано - в искусство. Он и хотел стать дирижером, но война все перевернула. Он остался один, и должен бы просто выжить. Окончил школу, и его пристроили в Институт физкультуры им. Лесгафта. Было сказано, что он работает по третьему разряду гимнастики. А он даже никогда не видел гимнастических снарядов. Стипендия -60 рублей, но еще можно было подработать, например, натурщиком в Художественном фонде. На Больших фонтанах в Петергофе есть два Тритона. Их лепил скульптор Дыдыкин с молодого Пинаева.
Кроме того, три года он работал осветителем в Мариинском театре. Светил из левой ложи и был обязан слушать все оперы, смотреть все балеты от начала и до конца. До сих пор он может исполнить любую оперу за любого исполнителя. Но балет его волновал больше. И однажды в тренировочном зале он начал повторять па, которые делали артисты на сцене. Его попытки не остались незамеченными, и Пинаева пригласили в Народный театр балета Дворца культуры им. Горького.

Это знаменитый народный танцевальный коллектив. После войны там собрались люди, которые опоздали, и по возрасту уже не могли учиться танцу профессионально, но они были талантливы, и не танцевать не могли. Художественный руководитель Тер-Степанов и другие преподаватели были из Вагановского училища, и они в пику профессионалам решили сделать настоящую труппу. Постановщиками балетов были Григорович, Анисимова, Фенстер, то есть уровень был высокий. Именно там Георгий Пиннаев стал танцевать по настоящему, и с успехом. Первый балет был "Каменный цветок", затем "Щелкунчик", и еще много классики. Народный театр танцевал не только в Ленинграде, его балеты видели даже в Японии.
В те годы балет доминировал в его жизни. Даже летом Пинаев ездил физруком в пионерский лагерь Вагановского училища. Сегодняшние звезды Макарова, Долгушин, Викулов - у него в пионерах через планочку прыгали.
Налево пойдешь - в науку попадешь
А как же попал Георгий Пинаев в науку, если балет занимал все его мысли и время? Говорит, что случайно.
"Начинают читать химию. Я ничего не понимаю. Что делает нормальный студент в Институте Лесгафта? В гробу он видел эту химию! Он идет на снаряды, тяжелую атлетику и так далее. Дурак, Пинаев идет на кафедру химии, и просит помочь разобраться", - рассказывает он.
Это был первый и последний студент института физкультуры, который пришел на кафедру химии. Как полагалось, на каждой кафедре был список тем для студенческого научного общества. Он выбрал тему "Белки как основа жизни". В те времена белковая химия еще только начиналась. Но ему, полному профану в химии, понравилась стратегическая установка названия. Как оказалось, он выбрал вторую часть своей жизни. На научном поприще Георгий Пинаев добился многого. Сегодня он возглавляет ведущий отдел в Институте цитологии, который занимается изучение клеточных культур. Стволовые клетки находятся в центре внимания, а за ними, по оценке специалистов, большое будущее в медицине.
Но балетные и научные нити судьбы серьезно переплетались долго.
Кордебалет играет в домино
Уже с университетским дипломом биолога в кармане, после первой неудачи с аспирантурой, Пинаев оказался без работы. И вдруг один из балетных преподавателей предложил поработать год стажером в Малом оперном театре оперы и балета. И целый год он там танцевал. Но к концу года понял, что ему это не нравится. Оказалось, что искусством в театре занимаются только избранные. А остальные танцуют все, что скажут в массовых танцах, а после они играют в домино. Ведь большинство из них оказались в театре не по призванию, их просто мамы привели в училище во время. Они выучились танцевать, и ничего другого не умеют. В Народном театре искусства больше, ведь все туда пришли по доброй воле, считает он.
Через год Георгию Пинаеву предложили перейти в штат балетной труппы, но он отказался.
И еще раз судьба склоняла его к балетному миру. В труппе ледового балета был нужен ассистент режиссера. И он, в очередной свой безработный период, стал на время хореографом известных фигуристов.
Ощущение конца рапиры
Но наука уже стала в жизни Георгия Пинаева главным приоритетом. Он все-таки закончил аспирантуру. Защитил сначала кандидатскую, а потом докторскую диссертацию. Надо жить играючи
С высоты своего сегодняшнего опыта он утверждает, что наука и балет - это один и тот же творческий процесс. Сначала есть какая-то туманная идея балета, потом появляется центральная часть, но в итоге она может оказаться в самом конце балета. И потом как бы начинается "наращивание туловища". И, то же самое происходит в науке.
Пинаев уверен, если хочешь чего-то добиться, надо идти на риск. Но, рискуя, в науке или балете - неважно где, необходимо ощущение пространства. То есть, принимая решение внутри себя, надо представлять, где границы и результат этого решения. Это и есть, ощущение себя в пространстве. Чтобы этого достичь, нужна тренировка. Так в фехтовании тренировками развивают мышечное чувство - ощущение конца рапиры в пространстве. Ведь водить рапирой нужно так, чтобы ее конец не коснулся краев щели, иначе - зажигается лампочка. Надо все делать, контролируя себя в пространстве, и понимать, что это пространство неизбежно окажет влияние на тебя самого.
Елена Дружинин



Бригантина поднимает паруса …«Петербургского аккорда»

В Петербурге с 6-го по 10 июня пройдёт V1 международный фестиваль авторской песни «Петербургский аккорд». Этот фестиваль уже стали культурной традицией международного масштаба и включен правительством города в перечень главных культурных событий 2006 года. Основное мероприятие Фестиваля - конкурс, проводимый в 2 тура в 5 номинациях (авторы, композиторы, исполнители-солисты, исполнители-дуэты, исполнители-ансамбли). Победители получают звания дипломантов и лауреатов Фестиваля. Кроме этого, программа Фестиваля предусматривает проведение творческих мастерских, семинаров по проблемам авторской песни, многочисленные концерты на самых разных концертных площадках города, мероприятия для детей, культурную программу для гостей и участников Фестиваля. В жюри конкурсов Фестиваля входят выдающиеся представители жанра авторской песни, известные критики, поэты, композиторы.

В предыдущих пяти Фестивалях приняло участие более 700 авторов-исполнителей, представителей 93 городов России, Белоруссии, Германии, Израиля, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдавии, Польши, США, Узбекистана, Украины, Финляндии, Швеции, Чили, Эстонии. В 2006 году партнёрами по проведению Фестиваля являются Правительство Санкт-Петербурга, Гуманитарный университет профсоюзов, и Оргкомитет фестиваля, в который входят члены Совета Федерации, члены правительства Города, руководители клубов авторской песни, другие известные люди.

Исторический феномен авторской песни

Возможно, что первым автором исполнителем своих песен был библейский псалмопевец царь Давид.
В средние века была популярна немецкая куртуазная песня (Minnesang), лирика провансальских трубадуров с их канцонами, сирвентами, альбами, пастореллами, тенсонами и балладами, где мы уже находим социальные,философские и лирические мотивы при отчётливом сознании авторства. Эти песни разносились по всей Европе в исполнении «жонглёров» или «серкамонов», которые охотно пели как свои, так и чужие песни.
Шутливые сатирические песни бродячих певцов – «вагантов» или «голиардов» пользовались широкой популярностью в Европе Х11 –Х11 веков. Их песни могли бы быть названы первыми песнями «протеста», так как очень часто они восставали против реальной давящей силы того времени – католической церкви.

Этот период в истории Европы дал нам уникальный пример взлёта песенной культуры, не рекламно-торговой, и не эстрадной, а идущей изнутри, социально-ориентированной, и захватывающей в сферу влияния значительную часть населения.

В дальнейшем на много веков распалось единство авторов и исполнителей, задавленное, с одной стороны, пышным оперным искусством, а с другой – опереточно-эстрадным.
В конце ХV11 –начале Х1Х века в Швеции произошёл удивительный взлёт популярности авторской песни, связанный с именем Карла Бельмана и его последователями – Густавом Фрёдингом, Биргером Шебургом, Данном Андерсоном, Эвертом Тобом. Карл Микаэль Бельман сочинял как официальные парадные тексты для короля Густава так и смешные песни для своих друзей – уличной девицы Уллы Винблад, разорившегося часовщика Фредмана, отставного капрала Мольберга. Интересно, что именно эти, «несерьёзные» песни обеспечили Бельману долгую посмертную славу…Его песни – это не столько социальный протест, сколь весёлое и жизнерадостное отражение жизни стокгольмского дна, наподобие романа Джона Стейнбека «Квартал Тортилья-флет». Авторская песня в России В России, в конце Х1Х века возникает своеобразный вид искусства – мелодекламация под рояль. В нём уже есть зародыш авторской песни – мономузыкальное сопровождение, акцент на смысле, на литературном качестве текста, социальная напрвленность. Одним из наиболее ярких представителей авторской песни в этом жанре стал, конечно, Вертинский. Песни об эмигрантской судьбе, о любви и ревности, об экзотике и авантюрах, привлекли к нему в прошлом веке благодарное внимание публики. Возникновение авторской песни в её сегодняшнем восприятии связано, в первую очередь, с протестом против существовавшей до конца 60-х годов казённой и лживой песенной стихии. Уже невозможно было слушать безудержно оптимистичные, ура-патриотические, псевдо-народные песни типа «Артиллеристы, Сталин дал приказ…», или «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры, дети рабочих…», или «Широка страна моя родная,/ много в ней лесов, полей и рек,/ я такой другой страны не знаю,/ где так вольно дышит человек»…» и это в то время, когда полстраны сидело в сталинских лагерях! Или смотреть фильмы вроде «Кубанских казаков», с прославляющими «сладкую» колхозную жизнь песнями. Поэтому с таким успехом, по контрасту, в 60-х годах прошлого века воспринимались абсолютно искренние, часто грустные, проникновенные песни, первоначально сочиняемые в кругу туристов и альпинистов, все эти «Пять ребят у костра поют, чуть охрипшими голосами…» (В. Благонадежин, Н. Карпов), «А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги… (Юрий Кукин), «Лыжи у печки стоят…» (Юрий Визбор), «На Соловецких островах дожди, дожди…» (Валентин Вихорев).

Однако очень скоро авторская песня раздвинула первоначальные рамки, и в ней заговорили, если можно так выразиться, народная боль и народное страдание.
Александр Галич и Юлий Ким, Юз Алешковский и Владимир Высоцкий, создали особый пласт авторской песни – песни-сопротивления, песни-протеста.
Начавшись, может быть, с «Товарищ Сталин, вы большой учёный…» Юза Алешковского, в песнях, особенно ранних, Владимира Высоцкого, право голоса получили заключённые, «Зека Васильев и Петров зека…»… «Весна ещё в начале, ещё не загуляли, а уж душа рвалася из груди…» и штрафбатовцы («Всего лишь час дают на артобстрел…»). Галич создал целую песенную эпопею о сидевших в лагерях и тюрьмах, о стукачах и палачах, о партийных бонзах и «начальниках советской жизни», о предательствах и отчаянии…Как не вспомнить «Промолчи – попадёшь в палачи..», упоительно смешную «Я науку марксистскую пестовал..». А его слова «Смеешь выйти на площадь…» снова стали актуальны…

Юлий Ким стал признанным певцом демократического движения. Его знаменитые «Вы слышали, да вы, наверно слышали, опять у нас берут за анекдоты…» или «Старательский вальсок» затрагивали самые сокровенные диссидентские струны.
Надо сказать, что их талант не исчерпывался, конечно, одной этой темой. Любовь и тоска, вера и смерть, спорт и жизненные приключения, Россия и мир – не зря говорили, что песни Высоцкого – это российская энциклопедия, а песни Галича – история преодоления сталинизма.

Гитара и магнитофон - вот два магических инструмента, покоривших страну в те «баснословные года».
Апофеозом значимости авторской песни стало, наверное, изменение ради неё Уголовного кодекса Российской Федерации В статье 70 УК РСФСР вместо слов «изготовление или распространение, или хранение ЛИТЕРАТУРЫ такого содержания (имеется в виду «антисоветского» – Л Романков) появилось «…в письменной, печатной или ИНОЙ форме произведений такого же содержания…».Указ Президиума Верховного Совета №58 в Ведомостях Верховного Совета №3 от 18.01.84 года. Ежу было понятно, что под ИНОЙ формой понимались магнитофонные кассеты.. На обысках у диссидентов стали изымать плёнки Галича и Кима.

Поздние тенденции
В конце 80-х и начале 90-х годов авторскую песню слегка потеснили другие жанры. Во-первых, главная задача – разрушение бесчеловечного коммунистического режима с его лагерями, тюрьмами и психушками была в основном решена. Во-вторых, перестройка, проведённая, как это водится в России, через одно место, поставила многих граждан в условия необходимости в первую очередь, выживания, зарабатывания средств на жизнь. В-третьих, проникновения правил и схем западного шоу-бизнеса на российскую территорию, сместило акценты для массовых аудиторий.

Осенний крик Шевчука.
Может быть, время потр
ебовало большей «ярости» в исполнении, во всяком случае, на первое место у молодёжи выходит рок-музыка с такими талантливыми авторами и исполнителями, как Цой, Кинчев, Гребенщиков, Шевчук. Впрочем, когда они пели по одиночке, только с гитарой, то это вполне укладывалось в понятие «авторской песни», особенно, Башлачёв и Гребенщиков.
И всё же ощущение социального «шума времени» , пророческих ощущений сохранялось в их творчестве («Мы хотим перемен!» у Макаревича, «Предчувствие гражданской войны…» у Шевчука).

Новые имена

Тем не менее, авторская песня, хотя и потеряла немного в своей популярности, открывала для России новые имена. Появился тонкий и глубокий Михаил Щербаков, замечательно остроумный Тимур Шаов.
Елена Казанцева из Минска работает в жанре ироничной лирики, Зоя Ященко с группой «Белая гвардия» записала несколько замечательных по тонкости и поэтике сборников.
Вадим Егоров, Александр Мирзаян, Леонид Сергеев, братья Мищуки, Олег Митяев, я мог бы перечислить ещё десятки имён известных не только в метрополиях авторов и исполнителей.

Ожидание…
Мне очень интересно, что покажет фестиваль «Петербургский аккорд», какие появятся новые имена, какой вектор авторский песни будет на нём обозначен… Стремление к свободе всегда превалировало в неподцензурной российской песне. Мне кажется, что время снова делает ей свой социальный заказ…
Так что те, кто придёт на концерты в ДК Ленсовета 7 и 10 июня, смогут проверить, оправдались ли наши ожидания…

Леонид Романков

В начало статьи
В начало раздела

Приливы и отливы Ла Манша

Нормандское побережье Франции идеально подходит для отдыха детей и людей старшего возраста. Любителям серфинга там делать нечего. Все российские отпускники, проводящие лето за границей делятся на «пляжных» и путешественников. При этом замечено, что «пляжники» могут переходить в группу путешественников, но наоборот – никогда. Для самостоятельных путешественников, не связанных организованной группой, вариантов путешествия столько, сколько населенных пунктов на карте. Для тех, кто изучает ногами и колесами Западную Европу предлагается один маршрут, с пробой «проверено на себе». Он начинается в Брюсселе и заканчивается на побережье Ла Манша в Кабуре. Затем возвращение в Брюссель и самолетом в Петербург. Если вы умеете объясняться на английском языке, или еще лучше, на французском, то проблем в путешествие быть не должно. Но надо учесть, что французы не любят чужие языки, и если даже понимают, то вида не подают.
По пути д Артаньяна

Желание попасть на нормандское побережье Франции через Брюссель вполне практично. Билет Санкт-Петербург – Брюссель на брюссельских авиалиниях, дешевле, чем до Парижа примерно на 150евро. Правда, в последствии, эти деньги уходят на поезда внутри Франции, но это уже промежуточные расходы. Лететь до Брюсселя два с половиной часа, кормят очень скудно, хуже, чем на пулковских самолетах, но зато можно попросить после еды ликер белли со льдом. Не попросите, не предложат. Оставаться на ночь в Брюсселе, не рекомендую. Гостиницы плохие, но дорогие. Поэтому, если ваша цель Франция – то переезжайте из аэропорта на международный вокзал Брюссель-Миди, и на поезде – в Лиль. На скоростном поезде, которые курсируют по всей Европе, будете там, через 40 минут. Стоимость билета 24 евро. Если у вас есть время, то можно задержаться в Лилле. Тем белее, что там надо делать пересадку. Учтите, что в связи с угрозой терактов, на всех вокзалах Европы закрыли камеры хранения багажа. Так что или гуляйте по городу, волоча за собой чемодан, или сразу снимайте комнату в отеле. Во Франции они гораздо приличнее бельгийских. Отель две звезды имеет все условия и стоит от 45 евро. Сегодня Лиль называют вокзалом Европы. Отсюда идут поезда в Лондон, которые проходят сквозь туннель под Ламаншем. Туннель начинается в Кале, до него из Лиля ехать меньше часа. В Лиле два вокзала новый, куда вы уже приехали из Брюсселя, и старый Лиль –Фландрия, на расстоянии 300 метров. Этот вокзал раньше был Северным вокзалом в Париже. Но в 1867 году его разобрали, пронумеровали каждый кирпич, и воссоздали в Лиле. Сразу за вокзалом начинается центр старого города. Собственно о Лиле мы все узнали еще в раннем возрасте, читая «Три мушкетера. Например, лильский палач, или сам д Артаньян, которая по пути в Англию не мог миновать Лиль. Кстати, в городе есть дом, где по преданию останавливался самый храбрый мушкетер. Сейчас там бутик модной обуви. Еще одна из исторических достопримечательностей Лиля – кондитерская Меерт, там изготавливают фирменные вафли с ванильным кремом уже более ста лет.
К мавзолею Жанны д Арк
Но мы же едем в Нормандию, а столица провинции – Руан. Поезд идет 2 с половиной часа, билет стоит 28 евро. Руан – это прежде всего связан с Жанной д Арк, потом – с удивительным Руанским собором, или наоборот. На ратушной площади Руана есть музей Жанны и здесь же Орлеанская дева была сожжена как ведьма, слышащая голоса. В начале ХХ века над этим местом был построен мавзолей. Удивительно нелепое сооружение. Теперь туда пускают по расписанию и за 7 евро. На грандиозную махину Руанского собора можно любоваться бесплатно, даже вечером, когда прожекторы раскрашивают его в сине-зеленые цвета, как на картинах Клода Моне. Он жил недалеко от собора, и, как известно, много его писал в разное время суток. Руанский собор такой высокий, что, глядя на него, кружится голова.
Рай земной – Жеверни
Прежде чем ехать на побережье Ла Манша, обязательно уделите время думу и саду Клода Моне. Великий импрессионист в последнее десятилетие жизни жил в этой маленькой деревушки, и создал там свои знаменитые «Кувшинки». Впечатление от посещения Жеверни обязательно войдет в золотой фонд ваших личных воспоминаний. Садитесь на поезд до Парижа и выходите через 35 минут на станции Вернон. Сразу у вокзала специальный автобус за 3,5 евро довезет вас до Жеверни и доставит обратно. Маленькая и чистенькая деревушка Жеверни до сих пор находится во власти магии Моне. Кроме его собственной территории здесь музей американского искусства и галереи современных художников, которые продают свои работы. Конечно здесь магазинчики, кафе, открытый сад для отдыха. Но все спешат к Моне. Платите 5 евро, и хоть целый день гуляйте по замечательному саду, идите на пруд, где по-прежнему цветут кувшинки, или в дом художника. В доме все осталось как при жизни Моне, и, надо признать, что жил он скромно. Стены дома увешаны картинами мастера, но все они копии. Поэтому, лучше - в сад. Он цветет разными цветами, благоухает, и выглядит как-то удивительно по-домашнему. Если на земли искать рай, то, по-моему, это сад Клода Моне в Жеверни. На память о посещении можно оставить памятную медаль за 2 евро или купить «реплику» с одной из картин Моне в музейном магазине.
Ла Манш почти не виден
На следующий день едем, наконец, на море. Поезд Руан – Лизьё идет 40 минут, затем пересадка на Довиль. Еще 20 минут, и мы в столице нормандского курорта Довиле. Довиль был построен в середине XIX века парижскими аристократами, которым надо было найти место принимать морские ванны, не особенно страдая от солнца, и демонстрировать свое благосостояние, не боясь показаться бестактными. С тех пор Довиль не слишком изменился, он весь напоминает дорогой бутик. Городок изысканно красивый и ослепительно чистый с ценами везде выше, чем в других местах побережья. Побережье Ла Манша – это широкая полоса белого песка и очень мелкое море при отливах уходящее на пол километра. В связи с этим природным обстоятельством морские развлечения здесь ограничиваются солнечными ванными и безопасным купанием для детей и людей старшего возраста. Большую волну для серфинга ловить не реально, и прыжки с парашюта в оду здесь не практикуются. За этими развлечениями надо ехать на Лазурный берег. Но в Довиле есть знаменитый двух километровый дощатый променад Ле-Планш, по которому всегда гуляет народ, запасаясь морским воздухом. Хороший отдых в любую погоду.
Мосты повисли
Еще одна достопримечательность путешествия по Нормандии – гигантские мосты между Онфлером и Гавром. Они перекрывают пойму Сену при впадении ее в Ла Манш. Эти вантовые мосты, построенные в прошлом веке, самые большие в Европе, как они крепятся – совершенно не понятно. Поездка по ним в первый раз производит ошеломляющее впечатление. Мосты в длину не менее двух километров, высота такая, что снизу земля выглядит как с самолета, по конфигурации мосты напоминают американские горки, вытянутые в овал. У мостов только невысокий бортик, а за рулем пассажирского автобуса – молодая женщина. Это вообще характерная особенность для Нормандии. Большие автобусы между городами водят женщины. Путешествие по Нормандии приносит много впечатлений.
Соб. инф.

В начало статьи
В начало раздела

Сайт управляется системой uCoz