|
Бригантина поднимает паруса …«Петербургского аккорда»
В Петербурге с 6-го по 10 июня пройдёт V1 международный фестиваль авторской песни «Петербургский аккорд». Этот фестиваль уже стали культурной традицией международного масштаба и включен правительством города в перечень главных культурных событий 2006 года.
Основное мероприятие Фестиваля - конкурс, проводимый в 2 тура в 5 номинациях (авторы, композиторы, исполнители-солисты, исполнители-дуэты, исполнители-ансамбли). Победители получают звания дипломантов и лауреатов Фестиваля. Кроме этого, программа Фестиваля предусматривает проведение творческих мастерских, семинаров по проблемам авторской песни, многочисленные концерты на самых разных концертных площадках города, мероприятия для детей, культурную программу для гостей и участников Фестиваля. В жюри конкурсов Фестиваля входят выдающиеся представители жанра авторской песни, известные критики, поэты, композиторы.
В предыдущих пяти Фестивалях приняло участие более 700 авторов-исполнителей, представителей 93 городов России, Белоруссии, Германии, Израиля, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдавии, Польши, США, Узбекистана, Украины, Финляндии, Швеции, Чили, Эстонии. В 2006 году партнёрами по проведению Фестиваля являются Правительство Санкт-Петербурга, Гуманитарный университет профсоюзов, и Оргкомитет фестиваля, в который входят члены Совета Федерации, члены правительства Города, руководители клубов авторской песни, другие известные люди.
Исторический феномен авторской песни
Возможно, что первым автором исполнителем своих песен был библейский псалмопевец царь Давид.
В средние века была популярна немецкая куртуазная песня (Minnesang), лирика провансальских трубадуров с их канцонами, сирвентами, альбами, пастореллами, тенсонами и балладами, где мы уже находим социальные,философские и лирические мотивы при отчётливом сознании авторства. Эти песни разносились по всей Европе в исполнении «жонглёров» или «серкамонов», которые охотно пели как свои, так и чужие песни.
Шутливые сатирические песни бродячих певцов – «вагантов» или «голиардов» пользовались широкой популярностью в Европе Х11 –Х11 веков. Их песни могли бы быть названы первыми песнями «протеста», так как очень часто они восставали против реальной давящей силы того времени – католической церкви.
Этот период в истории Европы дал нам уникальный пример взлёта песенной культуры, не рекламно-торговой, и не эстрадной, а идущей изнутри, социально-ориентированной, и захватывающей в сферу влияния значительную часть населения.
В дальнейшем на много веков распалось единство авторов и исполнителей, задавленное, с одной стороны, пышным оперным искусством, а с другой – опереточно-эстрадным.
В конце ХV11 –начале Х1Х века в Швеции произошёл удивительный взлёт популярности авторской песни, связанный с именем Карла Бельмана и его последователями – Густавом Фрёдингом, Биргером Шебургом, Данном Андерсоном, Эвертом Тобом.
Карл Микаэль Бельман сочинял как официальные парадные тексты для короля Густава так и смешные песни для своих друзей – уличной девицы Уллы Винблад, разорившегося часовщика Фредмана, отставного капрала Мольберга. Интересно, что именно эти, «несерьёзные» песни обеспечили Бельману долгую посмертную славу…Его песни – это не столько социальный протест, сколь весёлое и жизнерадостное отражение жизни стокгольмского дна, наподобие романа Джона Стейнбека «Квартал Тортилья-флет».
Авторская песня в России
В России, в конце Х1Х века возникает своеобразный вид искусства – мелодекламация под рояль. В нём уже есть зародыш авторской песни – мономузыкальное сопровождение, акцент на смысле, на литературном качестве текста, социальная напрвленность.
Одним из наиболее ярких представителей авторской песни в этом жанре стал, конечно, Вертинский. Песни об эмигрантской судьбе, о любви и ревности, об экзотике и авантюрах, привлекли к нему в прошлом веке благодарное внимание публики.
Возникновение авторской песни в её сегодняшнем восприятии связано, в первую очередь, с протестом против существовавшей до конца 60-х годов казённой и лживой песенной стихии.
Уже невозможно было слушать безудержно оптимистичные, ура-патриотические, псевдо-народные песни типа «Артиллеристы, Сталин дал приказ…», или «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры, дети рабочих…», или «Широка страна моя родная,/ много в ней лесов, полей и рек,/ я такой другой страны не знаю,/ где так вольно дышит человек»…» и это в то время, когда полстраны сидело в сталинских лагерях!
Или смотреть фильмы вроде «Кубанских казаков», с прославляющими «сладкую» колхозную жизнь песнями.
Поэтому с таким успехом, по контрасту, в 60-х годах прошлого века воспринимались абсолютно искренние, часто грустные, проникновенные песни, первоначально сочиняемые в кругу туристов и альпинистов, все эти «Пять ребят у костра поют, чуть охрипшими голосами…» (В. Благонадежин, Н. Карпов), «А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги… (Юрий Кукин), «Лыжи у печки стоят…» (Юрий Визбор), «На Соловецких островах дожди, дожди…» (Валентин Вихорев).
Однако очень скоро авторская песня раздвинула первоначальные рамки, и в ней заговорили, если можно так выразиться, народная боль и народное страдание.
Александр Галич и Юлий Ким, Юз Алешковский и Владимир Высоцкий, создали особый пласт авторской песни – песни-сопротивления, песни-протеста.
Начавшись, может быть, с «Товарищ Сталин, вы большой учёный…» Юза Алешковского, в песнях, особенно ранних, Владимира Высоцкого, право голоса получили заключённые, «Зека Васильев и Петров зека…»… «Весна ещё в начале, ещё не загуляли, а уж душа рвалася из груди…» и штрафбатовцы («Всего лишь час дают на артобстрел…»).
Галич создал целую песенную эпопею о сидевших в лагерях и тюрьмах, о стукачах и палачах, о партийных бонзах и «начальниках советской жизни», о предательствах и отчаянии…Как не вспомнить «Промолчи – попадёшь в палачи..», упоительно смешную «Я науку марксистскую пестовал..». А его слова «Смеешь выйти на площадь…» снова стали актуальны…
Юлий Ким стал признанным певцом демократического движения. Его знаменитые «Вы слышали, да вы, наверно слышали, опять у нас берут за анекдоты…» или «Старательский вальсок» затрагивали самые сокровенные диссидентские струны.
Надо сказать, что их талант не исчерпывался, конечно, одной этой темой. Любовь и тоска, вера и смерть, спорт и жизненные приключения, Россия и мир – не зря говорили, что песни Высоцкого – это российская энциклопедия, а песни Галича – история преодоления сталинизма.
Гитара и магнитофон - вот два магических инструмента, покоривших страну в те «баснословные года».
Апофеозом значимости авторской песни стало, наверное, изменение ради неё Уголовного кодекса Российской Федерации
В статье 70 УК РСФСР вместо слов «изготовление или распространение, или хранение ЛИТЕРАТУРЫ такого содержания (имеется в виду «антисоветского» – Л Романков) появилось «…в письменной, печатной или ИНОЙ форме произведений такого же содержания…».Указ Президиума Верховного Совета №58 в Ведомостях Верховного Совета №3 от 18.01.84 года.
Ежу было понятно, что под ИНОЙ формой понимались магнитофонные кассеты.. На обысках у диссидентов стали изымать плёнки Галича и Кима.
Поздние тенденции
В конце 80-х и начале 90-х годов авторскую песню слегка потеснили другие жанры. Во-первых, главная задача – разрушение бесчеловечного коммунистического режима с его лагерями, тюрьмами и психушками была в основном решена. Во-вторых, перестройка, проведённая, как это водится в России, через одно место, поставила многих граждан в условия необходимости в первую очередь, выживания, зарабатывания средств на жизнь. В-третьих, проникновения правил и схем западного шоу-бизнеса на российскую территорию, сместило акценты для массовых аудиторий.
Осенний крик Шевчука.
Может быть, время потр ебовало большей «ярости» в исполнении, во всяком случае, на первое место у молодёжи выходит рок-музыка с такими талантливыми авторами и исполнителями, как Цой, Кинчев, Гребенщиков, Шевчук. Впрочем, когда они пели по одиночке, только с гитарой, то это вполне укладывалось в понятие «авторской песни», особенно, Башлачёв и Гребенщиков.
И всё же ощущение социального «шума времени» , пророческих ощущений сохранялось в их творчестве («Мы хотим перемен!» у Макаревича, «Предчувствие гражданской войны…» у Шевчука).
Новые имена
Тем не менее, авторская песня, хотя и потеряла немного в своей популярности, открывала для России новые имена. Появился тонкий и глубокий Михаил Щербаков, замечательно остроумный Тимур Шаов.
Елена Казанцева из Минска работает в жанре ироничной лирики, Зоя Ященко с группой «Белая гвардия» записала несколько замечательных по тонкости и поэтике сборников.
Вадим Егоров, Александр Мирзаян, Леонид Сергеев, братья Мищуки, Олег Митяев, я мог бы перечислить ещё десятки имён известных не только в метрополиях авторов и исполнителей.
Ожидание…
Мне очень интересно, что покажет фестиваль «Петербургский аккорд», какие появятся новые имена, какой вектор авторский песни будет на нём обозначен… Стремление к свободе всегда превалировало в неподцензурной российской песне. Мне кажется, что время снова делает ей свой социальный заказ…
Так что те, кто придёт на концерты в ДК Ленсовета 7 и 10 июня, смогут проверить, оправдались ли наши ожидания…
Леонид Романков
В начало статьи
В начало раздела
|
|