|
Санкт
-Петербург -столица Европы.
Путь в XXI веке
Санкт-Петербург принадлежит к тем городам России и мира,
принципы развития которых, являются скорее исключениями из правил, чем
их подтверждением. Петербург - уникальный город. И эта уникальность определяет
и его судьбу, и его будущее.
Всем известно, что Петербург, в отличие от других крупных городов, вошедших
в мировую историю и создававшихся в местах традиционного проживания людей,
возник исключительно благодаря воле правителя, поставившего перед страной
четкую цель. Соображения комфорта будущих жителей играли в этом процессе
последнюю роль. Петербург изначально задумывался и строился, как столица
крупного государства, которого тогда еще не было, и должен был олицетворять
цивилизацию, которой в те времена в России тоже еще не было.
Однако путь к цели, ради которой создавался Петербург, был прерван первой
Мировой войной. В 1914 году город находился на вершине мировой славы.
Но социальные катаклизмы лишили его былого величия. Город прекрасен, но
он вызывает горечь. Это почти город-призрак, почти город-мираж.
Сегодня Петербург - это юный по историческим меркам город с телом дряхлого
старика и утерянным предназначением. Тем не менее, мы имеем колоссальный
ресурс возрождения Петербурга, который нужно обнаружить и правильно им
воспользоваться.
А начинать надо с развенчания мифов.
Миф первый: Петербург - большой город
Расстояние от центра Питера до одной из его границ соответствует российскому
городу в один миллион, до другой - в два миллиона жителей. Инфраструктура
города рассчитана на количество жителей в два раза меньшее, чем есть сейчас.
Поэтому у Петербурга на сегодняшний день есть два пути: либо инфраструктура
будет соответствовать количеству жителей - и это развитие со знаком "плюс",
либо количество жителей будет приравнено к существующей инфраструктуре
- и это развитие со знаком "минус". Во втором случае мы рискуем
потерять и сам город и его жителей. Что надо сделать, чтобы уменьшить
число жителей до трех миллионов, приемлемого количества для существующей
инфрастуктуры? Создать невыносимые условия для жизни. Тогда люди уедут
сами. Стратегия гибели, геноцид? По сути, еще десять лет стагнации. Но,
боюсь, что, падая вниз, мы не сможем остановиться.
Миф второй: Петербург - город-порт
Как известно, емкость порта зависит от пропускной способности морского
канала. Сегодня пропускная способность канала соответствует одной трети
грузооборота Хельсинки - портовых задворок Европы. Средняя глубина "маркизовой
лужи" (Финский залив до Кронштадта) равна 4-м метрам, при необходимой
глубине для судов - 25 метров.
Миф третий: Петербург - туристский город
На первом месте по туристской привлекательности стоит Париж, и Петербург
от него не отстает, однако плетется в хвосте по туристским возможностям.
В городе чуть более тридцати тысяча гостиничных мест. В этом смысле Петербург
нельзя сравнить даже с Берлином или Мюнхеном, не говоря уже о самом Париже.
Петербург сравним только с финским городом Турку, в котором на 179 тысяч
жителей приходится 45 тысяч гостиничных мест. Поэтому говорить о наличии
туризма в Петербурге пока, к сожалению, нельзя.
Итак, что мы можем сделать для города. Для начала - превратить мифы в
реальность.
Первый проект. Перенос порта на линию Кронштадт
- дамба - Ломоносов. Это позволит значительно увеличить пропускную способность
порта: глубина вокруг Кронштадта составляет 22-25 метров, что оптимально
для современных судов. Для этого необходимо достроить дамбу, и провести
по ней не только автомобильную, но и железную дорогу. Предлагаемый инструмент
- сдать в финансовую концессию на международном конкурсе Кронштадт вместе
с морским заводом, построив портовые сооружения, недостроенную дамбу с
прилегающей территорией в районе Ломоносова и Горской, и территорию нынешнего
порта города. С условием (сервитутом) переноса грузового порта из города
на линию Кронштадт - дамба - Ломоносов и постройки на месте нынешнего
порта коммерчески выгодного городского района. Это же позволит привлечь
средства для того, чтобы вывезти из города грузовой железнодорожно-портовый
транспортный узел, что в свою очередь освободит огромные по масштабам
города территории в таких районах как Фрунзенский, Выборгский и Московский.
Стоимость проекта по самым скромным подсчетам равна примерно 8-12 млрд.
долларов, темп вложений - 5 лет. Если реализовать только один этот проект,
то Петербург станет совершенно другим городом. Реализовывать такой проект
государство должно вместе с нынешними владельцами порта.
Второй проект. В Петербурге он очень популярен: перенос заводов
в промышленные зоны. Но пока что, на мой взгляд, подход к этой идее неверен.
Директорам заводов все время говорят: "Отдай площади, у нас и так
хватает заводов". Мы же говорим" "Берите территории, которые
у вас есть со всеми производственными льготами, и берите любое количество
территорий промзоны на окраине города". Если при этом мы стимулируем
создание для управления недвижимостью единого конгломерата из собственников
этих же заводов, то они сами находят деньги и для переноса производств,
и для создания коммерческой городской инфраструктуры.
Третий проект. Где найти деньги на поддержание и восстановление
всех исторических памятников Петербурга? Две с половиной тысячи памятников,
из которых только четыреста зданий - музеи, музеи фонды, театры и здания
администрации. А остальные две тысячи зданий можно спокойно передать в
частные руки. Сегодня пока власти города идут на компромиссный вариант:
предлагают их в управление. Но многие из зданий, исторических памятников,
нуждаются в очень серьезных вложениях. Пойти на такие затраты может только
собственник. Значит, надо продавать. При этом твердо определяется порядок
продажи, с жестким законодательно оформленным обременением реставрации
и сохранности. На сегодняшний день средняя цена таких строений - памятников
составляет около 4-5 млн. долларов.
Четвертый проект. Что делать с туризмом? Если мы сможем организовать туризм,
по уровню равный парижскому, то бюджетный доход составит более 2,5 млрд.
долларов, не говоря уже о появлении сотен тысяч новых рабочих мест.
Прежде всего, необходимо обеспечить гостиничные места. Например, мы снимаем
с застройщиков нагрузку на себестоимость и за городскую инфраструктуру,
если они хотят переоборудовать жилой дом в гостиницу. И снимаем нагрузку
с любого количества постройки новых жилых домов, для того чтобы обеспечить
расселение. Строительный комплекс может привлечь деньги при грамотной
политической воле и притом, что мы будем слушать, что захочет строительный
комплекс. Он может привлечь деньги и создать до 200 тысяч гостиничных
мест. Есть несколько путей, и все они пути лежат в области желания федеральной
или региональной власти идти за строительством.
Кроме того, очень важно законодательным путем снять препятствия, существующие
для развития туризма. Если с иностранца берут за место в гостинице, за
проезд в транспорте больше, чем с россиянина, то это как минимум неуважение
к гостям города, которое ведет к распространению отрицательного туристического
имиджа. Туристы нам обеспечивают жизнь: мне - кассиру, мне - "гаишнику",
мне - водителю такси. Это должно стать идеологией города. И это более
важно, чем все инвестиционные проекты. Потому что данный подход и создаст
инвестиционные проекты. От бомжа до олигарха, от дворника до губернатора
- все должны одинаково относиться к туристу.
Однако чисто экономических проектов мало. Петербургу необходима общественная
функция. Петербург имеет все шансы стать городом с атрибутами мировой
столицы. Можно предложить несколько вариантов выгодных для всей России
международных функций, которые достаточно обоснованно могут закрепиться
за Петербургом.
Первый вариант. В городе на сегодня представлены
храмы сорока двух конфессий, включая самую крупную в Европе мечеть с фарфоровым
куполом. В городе - единственный в Европе буддийский храм, одна из самых
красивых капелл Мальтийского ордена, три реформаторских англиканских церкви,
костелы, кирхи… Петербург - полирелигиозен по духу. А миру сейчас необходимы
духовные коммуникации. В городе можно создать переговорную площадку лидеров
мировых конфессий на уровне постоянно действующей координирующей организации.
Второй вариант. В мире наметился кризис ООН как места переговоров
исполнительных властей для решения общих задач. Поэтому зреет необходимость
создания всемирной переговорной площадки не стран, а социальных групп,
иначе говоря, выборного Всемирного Парламента. Петербург для этого идеально
подходит. Есть и место для проведения заседаний - зал Таврического Дворца,
достаточно современный и традиционно торжественный, рассчитанный на 1400
будущих депутатов.
Главное - доказать самим себе, что у города есть ресурс для скачкообразного
развития. Если этого реального, ожидаемого чуда не произойдет, а не произойдет
оно только потому, что мы его не создадим сами, в течение ближайших 10-15
лет мы потеряем живой город Петербург, останется только архивная пыль
и воспоминания.
Информация к размышлению
В городе пятнадцать процентов зданий - памятники, входящие
в перечень ЮНЕСКО. Это 2,5 тысячи домов, даже башня водоканала и тюрьма
Кресты являются историческими памятниками.
Помимо Петербурга под патронажем ЮНЕСКО находятся еще три мировых жемчужины
- Париж, Рим и Венеция.
Вместе с тем, в Петербурге - самое большое в стране количество коммунальных
квартир. В 1991 году, на момент вступления в силу нового Жилищного Кодекса,
в городских поселениях России было шестнадцать процентов коммунальных
квартир, а в Петербурге - двадцать процентов. Сегодня у нас в стране эта
проблема почти решена. Однако, если в среднем по России теперь три с половиной
процента "коммуналок", то в Петербурге - их все тот же порядок
- восемнадцать процентов.
Информация к размышлению
Сейчас население города составляют 4,8 миллиона человек: четвертое место
в Европе по численности населения. Первое занимает Москва, где живут свыше
10 миллионов человек, второе - Лондон - около 8 миллионов, город, площадь
которого в пять раз больше площади Питера, третье - Париж - 7 миллионов
вместе с так называемым Большим Парижем. Центральная же часть города,
в которой живут 2,7 миллиона человек, размещается на площади, равной всему
Петербургу. И четвертое место - Питер. На пятом Берлин - 3 миллиона, на
шестом Рим - 2.5 миллиона. Среди 15 первых по численности городов Петербург
- единственный нестоличный город.
Информация к размышлению
Петербург находился на пике своего развития в период с 1900 по 1914 годы.
За 14 лет население Петербурга увеличилось в два раза и достигло 2,4 миллиона
человек.
С 1900 по 1914 годы Петербург и Лондон по количеству проживающих в нем
жителей стояли на первом месте в мире. Для сравнения, в Париже население
тогда насчитывало 1 миллион, в Москве и Риме - около 1 миллиона жителей.
В этот же период свои центральные офисы в городе открыли 10 из 30 ведущих
мировых компаний. Среди них Сименс, Эрикссон, Зингер, Нобель и другие.
Именно в то время Петербург и Лондон задавали тон на международных капиталистических
рынках. К центру Питера подступали транспортные пути, и поэтому здесь
же концентрировалась промышленность. Потом эту "моду" переняли
другие страны Европы. Пик развития Петербурга был связан как раз с созданием
предпринимательской инфраструктуры вблизи от центра города.
Но после 1930 года везде в мире значительную роль в формировании городов
стал играть рынок недвижимости и земли: это привело к вытеснению заводов
и транспортных узлов из центров мегаполисов.
В Питере этого не произошло, город не расширился. Мало того, гигантский
конгломерат грузовых транспортных складов и заводов почти сплошным кольцом
разорвал территорию города и сделал невозможным развитие городской инфраструктуры.
В результате, размер города, по европейским меркам, теперь соответствует
1, 8 миллиона, а по российским - 3 миллионам жителей. Другими словами,
инфраструктура Петербурга не приспособлена для нормального проживания
почти 5 миллионов человек.
Григорий ТОМЧИН
|
|