|
||
Эти стихи Осипа Мандельштама не о картинах петербургского художника Виктора Распопова. Они разминулись во времени, но кажется, что поэт создавал их, глядя на полотна Распопова. В художественном пространстве они встретились. Впрочем, в географическом тоже, у обоих в жизни был и есть Петербург. А это много для того, кто умеет чувствовать тонкие вибрации окружающего мира. Петербург таким художникам помогает. В.
Распопов "Опрокинутый
сосуд" "Мост
туманов" "Женский
портрет" |
|
Арина - королева из странной сказки
|
Не предавайся сну.Ты вечности заложник, у времени в плену. Заклинал своих коллег Борис Пастернак. Петербургский художник Владимир Колбасов так и делает. Еще на часах только восемь и утро красит нежным светом стены его мастерской, а он уже крутит ручку старой кофемолки. Резкие движения - зарядка, кофе - завтрак, и - к станку. И это называется свободный художник!?
В. Колбасов
Художник рисует город как фон и как содержание собственной
жизни. Он пишет о нем стихи, которые одновременно признание в любви прекрасной
даме. Или музе? Старый Петербург на его картинах изысканно изогнут и плавно
текуч. Оказывается у наших домов не грубо оштукатуренные фасады, а тонкая
колористка и тонкая игра цветов. Оказывается, если внимательно посмотреть,
то можно увидеть вокруг сказку и мечту. На улицах этого Петербурга малолюдно,
и, действительно, зачем толкаться?
Маэстро акварели
Его жонглер летает по веревке над городом с кривыми домами, органист разместил свой инструмент посреди двора, и над музыкой сушится белье. В общем, это надо видеть, а значит ловить выставки Колбасова. Как известно, ни одна самая лучшая иллюстрация не способна заменить подлинник, с его живой энергетикой.
|
|
<
В культурном центре «Толстой Сквер» на Петроградской стороне художник Туман Жумабаев открыл авторскую галерею. Теперь именно здесь почитатели его творчества могут в удобное для них время внимательно рассматривать картины, и «подпитывать» свои силы мощной тумановской энергетикой, которая ощущается от полотен сразу и сильно. Город принял Его живопись яркая, солнечная, будоражащая кровь имеет откровенно терапевтический характер для людей загрустивших, и даже впавших в депрессию. У него просто нет работ, написанных в темных тонах, даже черный цвет, по его словам, выглядит по-другому, когда вплетен в контекст яркий красок. Глядя на пейзажи, цветы, натюрморты художника, желание жить и радоваться возникает автоматически. Наверное, солнце в своих работах Туман захватил из Киргизии, так же как красные маки, которые на его картинах как знак, как память из детства. По его словам, вообще, все главное в человеке закладывается именно в детстве, а потом только развивается. Так что совсем не случайно Жумабаев стал дважды лауреатом премии международного конкурса "Маковая прерия", который проходит в Париже. Впрочем, не только во Франции выучили эту непривычную для западного уха фамилию Жумабаев. Его приглашали показать свое искусство во многие страны мира. Например, он член ассоциации портретистов США, его картины покупают музеи, и, конечно, частные коллекционеры современной живописи. Самым достойным и уважаемым людям, Туман дарит картины сам. Среди них Елена Образцова, с которой художника связывает искренняя дружба. «Мы с Еленой Васильевной, видимо, похожи по внутреннему ощущению. Когда я предложил ее выбрать картину в подарок к ее недавнему юбилею, она выбрала именно, ту, которая и мне нравилась больше остальных», - рассказывает он. Художественные выставки Тумана Жумабаева всегда сопровождают оперные фестивали, которые проводит Культурный центр Елены Образцовой.
Главное — за мольбертом По оценке искусствоведа Михаила Германа, у Тумана Жумабаева - редкое ныне качество: сочетание мощного темперамента и деликатной, даже утонченной культуры работы с холстом. В соединении с основательной профессиональной школой и умением не бояться новых путей это надежная основа успеха и обретения индивидуальности. Туман настолько живет в живописи, отдавая ей большую часть времени ежедневно, что даже, по его словам, думает не словами, а картинками. Ему так проще. У Жумабаева свой стиль письма, узнаваемый высокий, «нервный» мазок, какая-то особенная переливчатость цветов. Есть своя технология работы с красками, но раскрывать секреты он пока не собирается. Найти свой почерк, как говорит художник, помог опыт реставрационных работ. Жумбаев — Рембрандт — Гоген Но бывает, картины рождаются не таким «прямым» путем, а по внутренним причинам, по душевной потребности высказаться. Несколько лет назад к Жумабаеву пришла мысль проторить опыт великого Рембрандта. «На его полотнах до сих пор виден необыкновенный свет - это свет любви», - считает он. И Туман решил пропустить этот свет через собственную душу. Для этого он повторил сюжеты Рембрандта. Но не скопировал, а именно повторил, поэтому и получилось, что у «Автопортрета с Саскией на коленях», - лицо Тумана Жумабаева. Увидеть эту рембрандтовскую серию сегодня можно в галерее Ивана Славинского. Этот опыт оказался очень интересен, и Туман намерен пройти путь еще одного замечательного художника — Поля Гогена, если получиться, заглянуть в его подсознание. Будем ждать художественного результата. Искусство быть собой Возможно, человек с более слабыми нервами, услышав критику, приуныл, но Туман идет своей дорогой. «Самое трудно, всегда оставаться собой, это только у детей получается легко. Но быть собой — это большое счастье», - говорит он. Действительно, сегодня, во время торжества бессмысленного эпатажа в культуре сохранить вкус к профессии, преданность традиции и умение быть самим собой нелегко. В свои 47 лет Туман Жумабаев полон творческой энергии. Он много знает и умеет, и даже знает, чего не умеет. Нам остается только ждать его новых картин в уверенности, что не разочаруемся. Елена Дружинина В начало статьи В начало раздела |
Не
коллекционируйте модное, ищите свое
Н. Лобанов - Ростовский В Музее
А Яковлев |
14-летний композитор Алекс Прайер написал музыку к балету "Книга джунглей. Маугли". Дирижировать на премьере будет сам автор.
В начало статьи |
Шаги Шагала
В культурной жизни Петербурга произошло значительное событие. В корпусе Бенуа Русского музея - главный вернисаж года. Здесь открылась самая большая из возможных на сегодняшний день выставка произведений Марка Шагала. Такой полной выставки Шагала в России не было никогда. Не пропустите шанс полетать вместе с подлинниками Шагала.
На этой выставке встретились работы художника, которые хранятся
в Русском музее, Третьяковской галерее, музеев Пскова, Краснодара, с
работами из-за рубежа: Центра современного искусства Помпиду в Париже,
мемориального музея в Ницце, музеев Гренобля, и с картинами частных
коллекций из разных стран. Внучка Марка Шагала - француженка Мерет Мейер-Грабер
выбрала 40 картин из семейной коллекции и представила их на вернисаже.
Она уверена, что дед был бы счастлив от своей персональной выставки
в Русском музее. И если он смотрит на нас с небес, то обязательно улыбается.
"Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему". Эта фраза Марка Шагала, сказанная в юности, определила все его творчество. Художник не оставил последователей, его подчерк повторить не возможно. И не нужно, ведь надо быть такой трогательной личностью, как Марк шагал, все картины которого словно пронизаны любовью. Париж - Ницца Франция стала второй родиной художника, несмотря на то, что он долго работал в США. Но Франция и он лучше понимали друг друга. Марк Шагал много сделал для театра. На выставке можно увидеть замечательный плафон для Парижской Гранд Опера, и приглядевшись, найти все тот же старый Витебск и летающих над его домами людей. До конца жизни Марк Шагал жил в Ницце, где открыт Музей его произведений. Соб. инф. В начало статьи В начало раздела |
||
Художественный руководитель IV Санкт-Петербургского Международного фортепьянного фестиваля Сергей Маркаров приехал его проводить из Парижа. Приехал или вернулся? Скорее вернулся в любимый город "на белом коне", в статусе Артиста мира Юнеско. Лучшие из лучших представителей мире искусства носят это звание. Их очень не много, и русский пианист Сергей Маркаров один из них. Кроме того, он профессор парижской Эколь нормаль де мюзик и успешный пианист, концертирующий по всему миру. 53-летний музыкант находится на пике своей профессиональной карьеры
С. Маркаров
Кажется естественным, что музыкант мирового уровня считает
главным приоритетом жизни свое творчество. Но Маркаров, сверкая глазами,
заявляет, что на первом месте у него люди. Друзей и знакомых у него по
всему миру очень много. Он говорит, что заряжается энергетикой от общения
с публикой, с друзьями, и это дает дополнительные силы, для творчества,
в том числе. На вопрос, может ли он предпочесть концерту застолье с друзьями,
Маркаров, хитро прищурившись, ответил: "Смотря, какой концерт".
|
Вацлав Нижинский. Загадка гения
В. Нижинский
Рамола, Кира и Вацлав Нижинские Так Вацлав Нижинский вырвался из золотой
клетки Дягилева. Сергею Павловичу было отправлено письмо, в котором Вацлав
сообщал о женитьбе, и уверял, что навсегда останется другом и танцовщиком
труппы "Русские балеты". В ответ пришла телеграмма, в которой
говорилось: "Ваши услуги "Русскому балету" больше не требуются.
Не возвращайтесь к нам". Такая реакция Дягилева свидетельствовала
о силе, полученного им удара, и он нанес ответный. Некоторые факты из биографии Вацлава Нижинского
|
Ты, Моцарт, Бог! В год 250-летия великого Моцарта в Петербурге прошел III музыкальный фестиваль «Музыкальный Эрмитаж» под девизом «Моцарт XXI». Девять концертов этого фестиваля стали настоящим подарком искушенной петербургской публике. Играть Моцарта в Эрмитаже съехались со всего света лучшие из лучших исполнителей. Несомненно, движущей силой поездки в Россию был сам Моцарт. Как сказал художественный руководитель фестиваля Сергей Евтушенко: «Моцарт работал очень быстро, потому что не сочинял, а записывал музыку». У него была прямая связь высшими силами, и это слышно в его произведениях. Слишком чистые и по не земному гармоничные звуки. Эту тончайшую субстанцию улавливают талантливые музыканты и стремятся прикоснуться к ней снова и снова. «Ты. Моцарт, Бог», - как бы говорят они вслед за Пушкиным своей игрой или дирижированием концертов и симфоний. Всего на одно исполнение концерта Моцарта для двух фортепиано с оркестром приехали из Москвы пианисты народный артист России Николай Петров и Александр Гиндин. Они так трепетно исполнили этот концерт, что стало ясно, в эти минуты они общались с духом Моцарта, а через него еще выше. Несколько концертов фестиваля состоялись в Большой Итальянском просвете Эрмитажа и Гербовом зале Зимнего дворца. И, хотя Моцарт никогда не был в Зимнем, несмотря на приглашение Екатерины II, его музыка здесь звучит уже более 200 лет, и, более, чем уместна. Симфонию № 41 «Юпитер» Моцарта в исполнении Оркестра Государственного Эрмитажа дирижировал величайший дирижер современности Карл Антон Рикенбахер. В этом же концерте выступил знаменитый трубач Эндрю Балио. Концерт для трубы с оркестром Гайдна прозвучал как откровение композитора, как привет оттуда. Последний концерт прошел под звуки скрипки, и не простой, а в исполнении легендарного скрипача Захара Брона. Свое виртуозное владение скрипкой он передает следующим поколениям. Среди учеников Брона Вадим Репин, Максим Венгеров и другие скрипачи, которые сегодня входят в мировую элиту. Но в этот вечер Захар Брон ярко продемонстрировал, что и он сам еще в отличной форме. Вместе с японской скрипачкой Мацуко Камио они с вдохновеньем исполнили концерт для двух скрипок с оркестром Баха. За исключением сольного фортепьянного концерта Паноса Корана, на сцене был Оркестр Государственного Эрмитажа и его основатель дирижер Саулюс Сондецкис. На этом фестивале оркестр и дирижер подтвердили свою репутацию музыкантов высочайшего уровня. Как замечательно они исполнили 40-ую симфонию Моцарта! Слушать бы, да слушать. Замечательный получился фестиваль. Елена Дружинина В начало статьи В начало раздела |
"Европа может подождать,
эта фраза Александра III, сказанная для “своих”, стала
крылатой. Она вполне характеризует личность царя. Так мог сказать человек
крайне самоуверенный и убежденный в могуществе страны, которой управляет.
Но здесь же слышится и пренебрежение к другим народам. Кроме того, приоритет
интересов и не деликатность выражения правителя тоже определенная характеристика.
Александра III называли и восторженно: “царем - миротворцем”, и уничижительно:
“битюгом”. Нам невозможно составить собственное мнение об этом представителе
рода Романовых, но не безинтересно познакомиться с мнениями его современников.
Ведь личные качества правящих Романовых оказали прямое влияние на судьбу
России и, соответственно, на судьбу каждого из нас. Такую возможность предоставляет
сборник воспоминаний “Александр III”, составленный доктором исторических
наук Владимиром Чернухой, издательство "Пушкинского фонда". В
нем собраны воспоминания современников, состоявших в самых неожиданных отношениях
с императором. Таким образом, личность царя раскрывается с разных точек
зрения. Такой собирательный образ получился многогранным, но нельзя сказать,
что от этого более выигрышным. Но часто ли правда бывает приятной? пока русский царь ловит рыбу," – Александр III Итак, Александр III – глазами его современников.В музее - заповеднике «Петергоф» прошел праздник «Игрушка ветра», посвященный Земире - любимой левретке Екатерины II. Он был вторым сыном у Александра II и его жены Марии Александровны. В семье его звали “бульдожкой”. Образование он получил весьма приблизительное. Наиболее его увлекали военные забавы. Только после смерти старшего брата Николая Александр был объявлен наследником престола. Женой его стала датская принцесса Дагмара, которая вначале была нареченной невестой Николая. В России она приняла имя Марии Федоровны, Александр III вступил на престол в 1881 году после убийства Александра II народовольцами. Правил он только тринадцать лет и умер в 1894 году от болезни почек. Его наследником стал последний российский император Николай II. Александр Берс “Воспоминания об Александре III”
Александр Берс – офицер лейб-гвардии Преображенского полка. Он был полковым музыкантом. Судьба свела его с Александром III на почве любви к музыке. Дмитрий Арсеньев “Из записок”
Кн. Владимир Мещерский “ Мои воспоминания” “Цесаревич Александр Александрович в шутку называл себя
философом. Но это не было шуткой. Он действительно был философом, в смысле
такого им добытого мировоззрения и таких особенностей его духовного существа,
которые позволили ему, во-первых, жить отдельной от других жизнью и не
испытывать влияния людей в той степени, в какой обыкновенно испытывает
большая часть людей, а тем паче, влияния придворной людской среды. Борис Чичерин “Воспоминания”
Эмиль Дилон “Александр III”
Александр
III “Посылаю Вам для передачи Чайковскому – 3000 р. Передайте
ему, что деньги он может не возвращать. |
Шостакович всегда в авангарде |
Серов - больше, чем портрет В корпусе Бенуа Русского музея работает выставка произведений одного из самых выдающихся живописцев и рисовальщиков России за всю историю ее культуры - Валентина Серова. В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения мастера. Экспозиция включает около 100 рисунков 25 живописных произведений, 24 гравюры из собрания Русского музея и Третьяковской галереи. Одним из сюрпризов выставки стал занавес к балету "Шехеразада", любезно предоставленный Вишневской и Ростроповичем из их домашней коллекции. Этот шедевр изобразительного искусства впервые показывается в России с момента его создания в 1911 году. Лучшие работы Серова портреты княгини Орловой, Зинаиды Юсуповой, Феликса Юсупова, Иды Рубинштейн можно видеть в постоянной экспозиции. Но эта выставка значительно расширяет наши представления о таланте Серова.
В. Серов "Портрет княгини Орловой"
В. Леняшин
В. Серов "Портрет В. Олив" |
В Эрмитаже открылась выставка "Дар бесценный". Она посвящена
секретарю, модели, музе знаменитого французского художника Анри Матисса,
Лидии Делекторской.Она предстает перед нами в живописи, рисунках, гравюрах,
фотографиях и документах.
|
||
Жил да был один король Русский музей представляет в Мраморном дворце выставку "Энди Уорхол - художник современной жизни" Энди Уорхол - один из самых скандальных личностей ХХ века, при этом он самый известный американский художник. Своим творчеством, по мнению рекламистов, он заложил основы чуть ли не всей современной рекламы и PR. Он кошек любил Уорхол говорил, что все имеют право на 15 минут славы. Сам он эту славу получил при жизни с избытком. Титул короля поп-арта был ему присвоен поклонниками после смерти, и уже навсегда. Он умер в 1987 году, и на его надгробном камне выбито, как эпитафия, одно слово "Фикция". Говорят, это была воля покойного. Стало быть, он все про себя и свое творчество понимал правильно. Но людям нужен король, даже если этот король голый. Особенно нужен король бедной на таланты Америке. Она их экспортирует, и Уорхэл - выходец из Восточной Европы еще раз подтверждает пока не самостоятельный вклад США в мировую культуру. Несколько лет назад в Эрмитаже уже была большая выставка картин, консервных банок, реклам и автомобилей, пестро раскрашенных Уорхолом. Помнится, на открытии Б. Г сдержанно похвастался, что Энди подарил ему пару банок. Специалисты говорят, что в росписи серии машин БМВ художник воплотил идею скорости в экспрессии мазка. Вряд ли Энди об этом подозревал. Он просто делал то, что приносило хорошие деньги, ведь у мальчика из бедной семи навсегда остался страх перед нищетой. А сам он любил рисовать кошек, так же как его мама, художница-любительница. Весь мир попсы Портретная галерея Уорхола на выставке представлена растиражированными разноцветными изображениями Мерлин Монро, Элвиса Пресли, Жаклин Кеннеди и других знаменитостей. Кстати, на торгах в 1998 году "Оранжевая Мерлин" ушла за $17.3 млн. Это рекорд поп-арта. Но в Мраморном дворце кроме живописи и графики художника много мемориальных экспонатов. Здесь около 200 картин, рисунков и фотографий, а также редкие фильмы и архивные материалы. Весь мир попсы: банки, бутылки, жвачки, газетные вырезки, магнитофонные пленки, пропущенный через личность Уорхола чудесным образом вошел в коллекцию культуры ХХ века, и стал достоин внимания лучших музеев мира. Ошеломительная проницаемость посредственности. Деньги решают успех Жизнь Уорхола стала олицетворением американской мечты в сфере искусства. Это абсолютный пример человека, который сам себя сделал. Он был увлечен идеей совмещения искусства и бизнеса, замечая при этом, что "успех в бизнесе - самый интересный вид искусства". И он преуспел в этом искусстве. Кроме своих работ он весьма талантливо продавал себя. Он носил черную одежду, темные очки и красил волосы в серебряный цвет. Он так "достал" феминистку Валери Соланс насмешками, что она стреляла в него трижды. В принципе, ему можно было бы посочувствовать, но он и из покушения устроил шоу, немало заработав при этом. На одном из портретов он демонстрирует шрамы после этих выстрелов. Наверное, он был очень удивлен первый раз, что его скандальные выкрутасы в искусстве нравятся публике и приносят доход. Во - второй раз он все делал уже с расчетом, потому что понял, "если едешь на велосипеде, лучше не останавливаться, а то упадешь". Он и ехал. А мы, ценители прекрасного, теперь ходим толпами любоваться. Выставка работ Энди Уорхола, самая большая из всех прежде демонстрировавшихся в России, организована Музеем Энди Уорхола из Питтсбурга (США). Теперь на нем зарабатывают другие. Выставка открыта до 26 февраля. Елена Дружинина В начало статьи В начало раздела |